Классификация синтетических наркотиков и специфика их воздействия на мозг
Синтетические психоактивные вещества (ПАВ) представляют собой огромную группу химических соединений, формулы которых постоянно видоизменяются производителями для обхода законодательных запретов. Из-за этого «уличные» наркотики часто содержат непредсказуемые токсичные примеси, многократно усиливающие их разрушительный эффект.
В клинической практике синтетические наркотики принято разделять на несколько основных групп:
- Синтетические катиноны («соли», мефедрон, альфа-PVP, МДВП): Мощнейшие стимуляторы центральной нервной системы. Они блокируют обратный захват дофамина, серотонина и норадреналина, вызывая их лавинообразное накопление в синаптической щели. Это приводит к экстремальному психомоторному возбуждению, эйфории и быстрому истощению ресурсов мозга.
- Синтетические каннабиноиды («спайсы»): Агонисты каннабиноидных рецепторов (CB1 и CB2). Их сродство к рецепторам в десятки раз превышает аналогичный показатель тетрагидроканнабинола (природного каннабиса), что обуславливает их высокую токсичность, способность вызывать острые психозы и необратимое повреждение нейронов.
- Синтетические опиоиды (метадон, фентанил и его аналоги): Вещества с мощным анальгезирующим и седативным эффектом. Вызывают тяжелую физическую зависимость с изнуряющим абстинентным синдромом и несут критический риск угнетения дыхательного центра при малейшей передозировке.
Специфика воздействия «синтетики» на центральную нервную систему заключается в быстрой десенситизации и даун-регуляции рецепторных аппаратов головного мозга. В ответ на искусственный нейромедиаторный шторм мозг защищается, снижая чувствительность рецепторов и прекращая выработку собственных регуляторных веществ. В результате без очередной дозы пациент погружается в состояние глубокого нейрохимического вакуума, проявляющегося непереносимой депрессией, тревогой и ангедонией.
Клинические признаки и симптомы острой интоксикации «синтетикой»
Симптоматика употребления синтетических наркотиков носит полиморфный характер и зависит от конкретной группы принимаемых веществ. Однако общим признаком для всех синтетических стимуляторов и каннабиноидов является резкое искажение моторного контроля, вегетативных функций и восприятия реальности.
При диагностике острой интоксикации наркологи выделяют характерные соматические и психические маркеры.
Соматовегетативные признаки интоксикации:
- Экстремальный мидриаз (зрачки расширены на весь диаметр радужки, отсутствует реакция на свет) или, в случае опиоидов, резкий миоз (зрачки «в точку»).
- Хаотичные, неконтролируемые движения конечностей, судорожные подергивания лицевых мышц, неестественная мимика и гримасничанье.
- Резкая тахикардия (пульс свыше 130–150 ударов в минуту), аритмия и опасный подъем артериального давления.
- Профузный, липкий пот с резким химическим запахом на фоне сильного обезвоживания и сухости слизистых оболочек рта.
- Выраженный бруксизм (непроизвольное сжатие челюстей и скрежетание зубами).
Поведенческие и психические проявления:
- Вспышки неконтролируемой паники, беспричинного страха или внезапной ярости.
- Выраженная подозрительность, перерастающая в бред преследования (пациент уверен, что за ним следят, ищет скрытые камеры или прослушку).
- Компульсивное «поисковое поведение» — бесцельный поиск несуществующих мелких предметов, разборка бытовой техники.
- Полная утрата логических связей в разговоре, несвязная, быстрая речь (логорея).
Острые жизнеугрожающие осложнения: гипертермия, отек мозга и психоз
Употребление синтетических ПАВ сопряжено с высоким риском развития неотложных состояний, способных привести к летальному исходу в течение нескольких часов после приема наркотика. Отсутствие специфических антидотов для большинства дизайнерских веществ делает эти состояния крайне опасными.
«Наиболее грозным осложнением острой интоксикации синтетическими катинонами является злокачественная гипертермия. Под влиянием наркотика и непрерывной двигательной активности температура тела пациента поднимается до 41–42 °C. Это запускает рабдомиолиз (распад мышечной ткани), продукты которого забивают почечные канальцы, вызывая острую почечную недостаточность. Параллельно развивается отек головного мозга и ДВС-синдром. Спасти пациента в этом состоянии можно только в условиях реанимации, незамедлительно начав физическое охлаждение и интенсивную инфузионную терапию». — Врач анестезиолог-реаниматолог клиники «Медгарант»
Помимо соматических катастроф, «синтетика» провоцирует развитие тяжелейших токсических психозов. Солевые и спайсовые психозы характеризуются императивными зрительными и слуховыми галлюцинациями, дезориентацией во времени и пространстве. Спасаясь от воображаемых преследователей, пациенты часто совершают суицидальные действия или наносят тяжелые увечья себе и окружающим.